Самарский монастырь: восстановление (II)

Самарский монастырь: как всё начиналось

Раньше при Советской власти о возрождении Самарского пустынного мужского монастыря и думать не приходилось. В последние годы в этом святом месте был организован интернат для умственно отсталых детей. Хотя условия для этого совсем не подходили, всё же власти додумались до такого. Следует сказать, к слову, что до последнего в возрождение и восстановление монастыря почти никто не верил. Не вывезут детей, мол, не посягнёт на это никто. Пристроились здесь жить также и многие из обслуживающего персонала. А то, что это место никак не располагало тому делу, ради которого всё устроила власть – это никого не волновало.

Так вначале мы и сосуществовали вместе – церковь и интернат.  Мы просто молились. Ни на кого не давили. Тяжело было проводить литургии, когда за дверью шум, брань персонала. Служащие и рабочие с сигаретой… Но мы всё стойко переносили, терпели и молились.

Первым делом случилось так, что больным детям нашлось более подходящее место. Их перевели в специализированное учреждение, специально для этого организованное. Многие из обслуживающего персонала не хотели первое время уезжать. Они были воинственно настроены против нас. Но со временем и это благополучно разрешилось. Людей перевели в новое место. С миром выбрались и несколько семей персонала интерната.

Самарская обитель. восстановление монастыря

Год 1998: нелегкое начало

В 1994 году прот. Владимир объявил об образовании обители и попросил прийти прихожан поубирать в здании будущего храма. До этого в нём сделали кинотеатр и актовый зал. Стояли скамейки, был соответствующий интерьер, сцена. На видном месте – бюст вождя революции. Началось восстановление монастыря с того, что первым делом стали проводить ежедневную литургию. Это было очень важно.

Поначалу было довольно трудно. Службу проводил только (я) один. Затем рукоположили отца Вадима. Стали служить вдвоём. Ему приходилось совмещать освоение новых знаний с работой по перестраиванию храма. Он же был столяром, штукатуром, плотником. К тому же вёл дела эконома. Жилистый такой, с чёрной бородой. Часто борода была светлой от пыли и штукатурки.

Много потрудился и отец Евстафий. Он с большим усердием очищал помещение, снимал с помощью фена и шпателя многочисленные слои старой краски. Его художественные способности помогли в разработке проекта росписи будущего Трапезного храма.

У нас к тому времени уже была, хоть и немногочисленная, постоянная братия. Работали много. Провели реконструкцию кухни – она была в очень плачевном на тот момент состоянии.  Весной (99г.) параллельно с ремонтными работами в помещениях принялись облагораживать и территорию. От старого сада к тому времени стояли лишь остовы деревьев. Всё это пришлось выкорчевать.  Горы шлака котельной от сжигания угля пришлось отгрузить и вывезти тоже.

Самарская обитель. Восстановление монастыря.

Так уж устроено в мире, что на сломе эпох приходится много трудиться, заново отстраивать всё то, что подверглось надруганию. Понемногу и в мужском монастыре стал вырисовываться его первоначальный облик. Конечно, до той красоты и величия, что были раньше, предстояло и предстоит ещё много поработать. Но движение в этом направлении заметное.

Особо следует отметить помощь в восстановлении святыни владыки Иренея, митрополита  Днепропетровского и Павлоградского. По его просьбам к властям мы часто получали в необходимом количестве трубы, всевозможные стройматериалы. Большую помощь нам оказал лакокрасочный завод (дир.Василенко, Днепропетровск).

С Божьей помощью все преодолеем

Часто приходилось просить милостыню по организациям. Ездили в хозяйства и на предприятия. Дело это – просить о помощи – не из самых приятных. Но ведь просили не для себя лично. Для дела Богоугодного.

Милостыня установлена церковью. Часто среди мирян, далёких от неё (церкви), она находит лишь поношение и презрение. Приходилось иногда выслушивать от некоторых начальников нелицеприятные высказывания. Из некоторых кабинетов даже выставляли.

Милостыня не означает отдать последнее и остаться в нищете. Милостыня имеет великую силу (не оскудевает рука дающего). Каждый, если бы по своим силам отдавал в общую копилку добрых дел, то не было бы многих пороков современного общества, которые, к сожалению, мы наблюдаем.

Другой бич нашего времени – порок стяжания. Встречается и откровенное святотатство. Так был случай в обители, когда один трудник не побоялся украсть, разбив стекло киота иконы Божией Матери, украшение, которое оставили прихожане для будущей ризы.

Лес около монастыря

Окрестности мужского монастыря

Самарский монастырь расположен в лесу. Лес для этой степной зоны – великое благо. Он как визитная карточка Пустынного мужского монастыря. Пустынного, потому что не привязывался этот монастырь ни к какому поселению, когда основывался. Да и не было в то время здесь поблизости никаких значительных поселений. Это скорей от него ведут отсчёт многие современные села и города вокруг него.

Так вот этот лес тоже требует своего обновления. Хотя бы в радиусе до полукилометра от монастыря. Где-то разобрать буреломы, где-то подсадить новые деревья. За прилегающим к мужскому монастырю лесом ведёт надзор лесное хозяйство. Вначале это была не очень любезная к обители организация. Она не разрешала наводить в нём порядок без её директив, пыталась наложить штраф за то, что насельники монастыря, по сути, расчищали буреломы, заготавливая дрова для своих нужд. А ведь монастырю уже почти 500 лет, никаких лесхозов и в помине тогда не было. Если бы местное начальство больше знало историю своего края, не вело бы себя так иногда…

 

(посетили 459)