История монастыря

История монастыря — от средних веков до наших дней

Основание мужского монастыря: версии…

Church_10-1

Архиепископ Гавриил (Розанов) – первый историограф Самарского Пустынного мужского монастыря – в далёком 1838 году писал, что ещё до начала его исследований возможную дату основания обители многие относили к периоду 1672 – 1688 годы. Это утверждали на основании того,  что Запорожская сечь именно в 1672 году пригласила священнослужителей из Киево-Межигорского монастыря к себе на службу. В 1683 году было принято решение подчинить обитель Межигорскому монастырю, которое Патриарх Московский утвердил в 1688 году. Согласно найденным документам наместника Самарской обители Алимпия о монастыре упоминают в 1690 г.

Но есть и совершенно другая версия (история монастыря), которой придерживаются в настоящее время. Она изложена епископом Феодосием (Макаревский) в 1873 г. Согласно ней время основания Пустынного Самарского монастыря – 1576 г. Так, именно в этом году польским королём Стефаном Баторием запорожским казакам была дарована крепость с деревянной церковью святителя Николая Мирликийского. Располагалась она на месте нынешнего монастыря, недалеко от впадения реки Самара в Днепр.

При крепости и церкви был организован «шпиталь» для покалеченных и престарелых казаков. Сюда же был прислан из Киево-Межигорской обители иеромонах Паисий (Волох). Им в 1602 году крепость с церковью и госпиталем была обращена в Свято-Николаевский Самарский мужской монастырь. Сейчас к этому названию добавляют Пустынный, что означает его местонахождение за пределами какого-либо населённого пункта, к которому его можно приписать. Таких монастырей очень мало, можно сказать, в этом плане обитель довольно уникальна.

Рукопись об отце Паисии, к сожалению, не сохранилась. Владыка Феодосий писал, что во время свирепствования чумы в 1750 году келья настоятеля была сожжена. Кроме того, по словам Феодосия в эти же времена монастырь подвергался всевозможным разорениям. И только к 1672 году обитель вновь возродили.

Существует также предание, которое привёл архиепископ Гавриил. Согласно ему на месте будущего монастыря поселились два пустынных инока (имена не сохранились). В то время здесь был густой лиственный лес, преимущественно дубовый. Как-то этих иноков обнаружили местные разбойники. Узнав, кто перед ними (а разбойники были верующими), стали они часто приходить к инокам, приносить пищу. Впоследствии они же начали возводить келью для них. Спустя некоторое время иноки узнали правду, кто был перед ними. И захотели покинуть это место, то разбойники силой их удержали. Они полагали, что иноки, молясь, уменьшат и их грех разбоя. Когда казаки захватили разбойников, иноки-пустынники снова обрели покой.

     История монастыря. Продолжение…

В период с конца ХVII столетия и до 1775 года (год ликвидации Запорожской Сечи) нынешний Пустынный Самарский Свято-Николаевский мужской монастырь был единственной такой обителью на землях всего Нижнего Поднепровья. Она (обитель) входила в триаду церковной жизни запорожских казаков: Киево-Межигорский монастырь – Покровская церковь Коша (главная крепость) – Самарский Пустынный монастырь.

По словам епископа Феодосия, запорожцы в то время часто употребляли для обозначения Самарского монастыря такие метафоры, как «Запорожская Палестина», «Новый Иерусалим», «Самарская Палестина». Это говорит о его роли и о процветании в тот период.

В то время Межигорский монастырь регулярно посылал в Сечь иноков на послушание. Управлял же ими через наместника Самарского монастыря и настоятелей сечевой Покровской церкви. Послушание тогда было довольно трудным, но считалось среди священнослужителей особо почётным. Настоятель Самарского Пустынного монастыря и «начальник» Покровской церкви в Сечи числились по значимости в первых сразу после настоятеля Киево-Межигорского монастыря.

Пустынный Самарский монастырь, в отличие от Покровской церкви сечевого Коша, располагался удалённо. В этой связи требовалось приложить усилия для заботы о нём. Сечь наделила монастырь землями, помогала с постройками и в хозяйстве. Обитель же отправляла в Сечь время от времени продовольствие и деньги. Случалось и такое, что некоторые влиятельные запорожские казаки иногда предпринимали попытки посягательств на земли Самарской паланки. Покровительство коша помогало такие попытки решительно пресекать.

У стареющих казаков водилось доживать свой век при монастырях. Среди них были и начальствующие чины. Так, в конце ХVIII века по сведениям архиепископа Гавриила в Самарском монастыре жили полковник Филипп Федоров (бывший кошевой атаман), капитан Иван Швидский, много представителей казаческой старшины. В возрасте 101 года полковник Федоров здесь же скончался и похоронен на территории монастыря.

    

Подвижники…

Настоящим украшением истории обители являются имена ряда подвижников. О них пишет епископ Феодосий. Первый из них – это иеромонах Паисий (Волох).

ПУСТЫННИК ДОРОШ

В 1730 году или около этого недалеко от монастыря поселился есаул Дорош. Будучи набожным и образованным человеком, он устроил на своём поместье пасеку. Вёл жизнь пустынника и монаха. Вырученные средства от пчеловодства Дорош отдавал беднякам, помогал обители. За его деньги была построена каменная часовня для поминовения погибших иноков. По преданию они утонули в Самаре, застигнутые внезапной бурей при переправе. Дорош обладал даром ясновидения. К нему тянулись люди отовсюду, просили совета, помощи, молитв.

Упоминается, что когда в 1749 году к нему заявились однажды грабители, Дорош взял кошелёк с деньгами и положил перед образом Николая Чудотворца, сказав при этом, что деньги предназначались для бедняков и Самарскому монастырю, и что они могут их взять. Но только, возьмут они не у него, а у Святого. Как только разбойник (один из них) потянулся за деньгами, у него тотчас рука и отнялась, к общему изумлению. Но Дорош указал несчастному грешнику, что ему может помочь исправить ситуацию, дал им всем на дорогу, в чём нуждались.

Преставился пустынник Дорош в  1756 году. Часовня, построенная им, была местом паломничества. В 1769 году при нашествии крымских татар она была разрушена. Но чудесным образом осталась целой икона святителя Николая Чудотворца. Её нашли лежащей на пне срезанного дуба неподалёку. Позже она была перенесена в ризницу архиерея Сечи. В 1808 году икона Николая Чудотворца была возвращена в Самарскую обитель, где она и находилась до революции. К сожалению, судьба иконы после 1917 года пока неизвестна.

О ДРУГИХ ПОДВИЖНИКАХ…

Жил на подворье Самарского монастыря в 1750-1760 г.г. иеромонах Памва Гамалея с его келейником казаком Петром Чередниченко. Их высокие подвиги привлекли к ним народ.

По окончании русско-турецкой войны (1768-1774) в Самарской обители жили монах из турок Николай и монах из татар Георгий. Попали они в монастырь, как пленные. С ними обходились милостиво. Вероучительные беседы с иноземцами проводил иеромонах Герман. Спустя некоторое время пленные приняли крещение. По окончании войны они же приняли постриг в монахи. Монах Николай обладал даром ясновидения, монах Георгий стал искусным врачевателем.

Часто бывал в обители архимандрит Макарий (Глухарев), в то время он преподавал в Екатеринославской духовной семинарии (1817-1823). Макарий впоследствии основал Алтайскую духовную миссию (1847).

  Фото0726-1    

Тревожные времена…

Самарский Пустынный мужской монастырь не один раз исполнял военную службу. По преданиям, обитель вначале имела облик крепости. Перед началом русско-турецких войн в 1735г. и в 1768г. стены монастыря были усилены, обновлены многие укрепления. В сам период военных действий монастырь четыре раза (1736,1737, в 1769 — 2 раза) становился опорным пунктом отражения нападения крымских татар на земли около Самары (крымчаки — союзники турецкой орды).

В периоды войн при монастыре действовал военный госпиталь, в котором лечили раненых и больных казаков. В период 1771-1774 г.г. в обители содержались пленные турки и татары. Они принимали участие отстраивании обители, возведении подземных сооружений. Из состава монашествующих четыре самарских иеромонаха были направлены в 1793г. на черноморский флот.

Кроме нападений внешнего врага в войнах Самарский Свято-Николаевский мужской монастырь перенёс также и другие невзгоды. Так в 1689 году князь Василий Голицын приказал истязать иноков обители за их поддержку протеста казаков против строительства крепости российской армии на берегу Самары. В 1690 году нашествие саранчи погубило весь урожай. В период 1712-1717 г.г. – запустение из-за временного разрыва отношений Сечи с Российской империей. В 1750 г. в крае бушевала эпидемия чумы. С конца ХVIII века и по середину ХIХ обитель также была в упадке. В советское время в 1930 году монастырь был упразднён богоборческой властью.

        

Благотворители…

У монастыря было много благотворителей. Здесь побывал глава российского правительства князь Голицын (1687г.). Он пожертвовал обители большую сумму и вписал в помянник имена близких. Побывал в монастыре в 1766 году полтавский полковник Горленко Андрей, родственник епископа Белгородского Иоасафа (†1754). На средства священника Кирилла (Тарловского,†1784) в 1782-1787г.г. построили Свято-Николаевский храм.

kirillitarlovski786

Архимандрит Макарий (Глухарев) за период служения в Екатеринославе трижды в год жертвовал значительные средства на трапезу монастырской братии.

Пустынный Самарский мужской монастырь много внимания уделял миссионерству и просветительной деятельности. При монастыре в середине ХVIII века была школа, подобная школе главной сечевой церкви. В 1830 г. была основана певческая школа, мужской хор монастыря. В конце ХIХ столетия – школа с приютом. Иеромонах Герман был выдающимся педагогом и проповедником. Под влиянием его искусного слова даже иноверцы принимали крещение и шли в монахи.

После переселения крымских христиан в приазовье их архипастырь митрополит Готфо-Кафский свт. Игнатий (Газадини) проживал временно (1778-1780) в Самарском мужском монастыре. Отсюда он отправлялся в С-Петербург для решения участи своей паствы.

После упразднения Запорожской Сечи Самарский монастырь ещё некоторое время был приписан к Киево-Межигорскому. В 1786 году после утверждения Екатеринославской епархии Свято-Николаевский Пустынный Самарский мужской монастырь перешёл под управление правящего архиерея. И с 1791 по 1917 год имел статус архиерейского загородного дома. На территории монастыря похоронены четыре правящих архиерея Екатеринославской епархии разных лет правления.

              Фото0684-1

Новейшая история монастыря…

После ликвидации Самарского монастыря в 1930 году на его территории было, сменяя друг друга, несколько совершенно не присущих этому святому месту учреждений. Вначале разместили дом инвалидов гражданской войны. После Отечественной войны здесь стал находиться дом престарелых. После него перепрофилировали прежний монастырь в интернет для детей с психическими отклонениями. И только в 1993 году здесь была вновь создана церковная община, а с 1994 года был учреждён женский монастырь. Наконец в 1998 году был полностью восстановлен исторический статус этого места – учреждён, а вернее, возрождён Свято-Николаевский Пустынный Самарский мужской монастырь.

Архимандрит Досифей (наместник)

Настоятелем был назначен игумен Досифей. В 2004 году он возведён в сан архимандрита и с Божьей помощью управляет обителью и по сей день.

                                                         17.10.2014 

 

 

(посетили 1689)