† Новый погост монастыря

ПОГОСТ МОНАСТЫРЯ

(записано со слов наместника мужского монастыря архимандрита Досифея)

Фото0714

На территории Самарского мужского монастыря в разное время были погребены правящие архиереи Екатеринославской епархии. Среди них архиепископ Афанасий (Иванов,  †18.08.1805 г.), архиепископ Платон (Любарский, †20.10.1811 г.), архиепископ Иов (Потемкин, †28.03.1823 г.), архиепископ Онисифор (Боровик, †20.04.1828 г.), епископ Серапион (Маевский, †05.12.1891 г.).

…Новый погост монастыря основан по благословению митрополита Днепропетровского и Павлоградского ИРИНЕЯ, священноархимандрита Пустынного Самарского мужского монастыря. Первоначально было проведено перезахоронение останков воина, погибшего в Великой Отечественной войне. Найдены останки были при выполнении земляных работах на хоздворе.

Похоронили схимонахиню Анну (16.02.1904 — †1.08.2006). В миру Агафия Лукинична Покорская была заслуженной артисткой драматического театра им. Щорса в г. Запорожье.

Похоронен послушник Виктор Иванович Ефимов (9.12.1948 — †9.04.2007). При жизни работал кузнецом, был пономарём Свято-Троицкого собора в Днепропетровске.

Похоронена юродивая Антонина Алексеевна Мищенко (13.09.1909 — †6.07.2009). До 1960 года была послушницей Свято-Тихвинского женского монастыря.

Похоронен иерей Александр Яковлевич Реминной (18.04.1952 — †26.10.2008). При жизни работал в госавтоинспекции Новомосковска. Приняв сан, стал первым настоятелем храма Божьей Матери иконы «Целительница», который находится в горбольнице.

Похоронен благочинный 1-го Новомосковского церковного округа митрофорный протоиерей Владимир Цешковский (24.10.1948 — †15.04.2015). Внёс большой вклад в становление Самарского мужского монастыря в первые годы после возрождения обители.

Похоронен иеромонах Онуфрий (04.09.1951 — †24.04.2016). До пострига служил протоиереем Александро-Невского храма г. Днепропетровска (Олег Михайлович Коломийченко).

        

Похоронен иеромонах Евстафий (Вовк), насельник Самарского мужского монастыря. Почил о Господе в Великий Вторник Страстной Седмицы (17.06.1959 — †26.04.2016).

Похоронен монах Алипий (Андрей Николаевич Коток), насельник Самарского монастыря (18.04.1957 — †15.07.2016 г). 

 

Похоронена Пояскова Галина Николаевна (9.03.1925 — †31.10.2010) — мать игуменьи Марии, первой настоятельницы Свято-Иосифского женского монастыря). Очень много потрудилась при жизни по сбору пожертвований на Иосифовский женский монастырь.

        

Похоронен игумен Кукша (Коренев Сергей Владимирович, 05.09.1962 — †25.10.2011). Известно, что голос у него был незаурядный и редкий – бас. Пел в кафедральном соборе много лет. Жил в Киево-Печерской Лавре. Скончался на пороге храма Святителя Николая, что в Краснополье. Обстоятельства смерти неизвестны.

Похоронен послушник Петр Шульга (1952 — †25.04.2009). О нём тоже известно мало. Был без ноги. Умер в день Пасхи, собирая у ворот пожертвования.

Похоронен по просьбе родителей юноша Даниил Спичак (5.08.1997 — †7.11.2010). Сын священника с. Песчанки. В день кончины принимал участие в закладке нового сада (у монастырских ворот).

Похоронена постоянная прихожанка Татьяна Пономарева (16.10.1956 — †20.12.2013). Запомнилась, как очень трудолюбивая, отзывчивая  женщина. В миру трудилась на трубном заводе. Посещала почти все службы.

Похоронена Бурахина Евгения Анатольевна (9.03.1955 — †31.12.2015), мать иерея Игоря (Бурахина).

Похоронен прихожанин монастыря Анатолий Джусов (23.03.1939 — †11.01.2014). Работал металлургом на Петровке до 1980 года, затем переехал в Новомосковск. Занимался краеведческими изысканиями. Написал книгу об истории Новомосковска и окрестностей. Презентовал книгу в монастыре.

Похоронен Василевский Сергей Юрьевич (14.03.1956 — †14.01.2016), прихожанин монастыря. Принимал активное участие в работах на разных послушаниях.  

Похоронен иеромонах Арсений (Мельник И.Д.), священник епархии (12.09.1980 — †12.09.2016).

Похоронена Решетняк Лидия Яковлевна (13.10.1938 — †24.08.2017), многолетняя паломница и работница Самарского монастыря. 

Послушник Николай (Капустов) умер в монастыре с покаянием, но похоронен отдельно на «кирпичном кладбище» (не в монастыре). Запомнился многочисленными добрыми делами. 

Похоронен схимонах Феофан (Зыбко Александр Ильич,1926 — †21.07.2011). Принял монашество в 1983 г. с именем Феофил. В 2007г. митрополит Ириней совершил постриг монаха Феофила в великую схиму с именем Феофан. После пострига схимник исполнял сугубое послушание молитвы, духовного наставления.

Захоронение схимонаха Феофана

++++++++++++++++

PS…      За монастырской стеной ещё в советское время установлен памятник на месте (или около места) братской могилы мирных жителей, прятавшихся на территории монастыря и погибших от рук захватчиков в 1943 году. Родные и близкие погибших каждый год ранее  приезжали на братскую могилу в День победы (до 2012 года, последние два года никто не приезжал). Мужской монастырь служил по этому поводу заупокойную литию о убиенных.

РPS…    По непроверенным данным со слов прихожанки в районе угла двора тоже были могилки (воспоминание в бытности её детства). По другим – там раньше был разбит сад и виноградник…  Что касается размещавшегося некоторое время на территории монастыря санатория, то нет сведений о каких-либо захоронениях этого периода.

РРPS…  Несколько лет назад под окнами алтаря Св.-Николаевского собора (северная сторона, ризница храма) случайно образовался провал почвы под колесом тяжёлой машины. В провале был обнаружен склеп. Раскопки помогли обнаружить череп, латунную пуговицу с облачения, тапочки, остатки парамана- очень древней части монашеского облачения, известного с IV века.


 

О  КРЕМАЦИИ,  КРЕМИРОВАННЫХ  И  ПОГРЕБЕНИИ  ПРАВОСЛАВНЫХ

Всё дело в том, что у малоцерковных людей свои личные понятия о жизни и смерти и завещания по этим вопросам разные. Кто-то хочет, чтобы его по смерти похоронили с почестями, но не христианскими, а светскими. Сюда входят заботы, в первую очередь, о ритуальных товарах. Распорядитель похорон – главное лицо. Приукрасить биографию, не спутать чего-нибудь. Заказать оркестр получше. Да ещё чтобы пронесли по центральной  улице. Многие это помнят, так делали практически все ещё в конце минувшего века…

Но всё это не имеет никакого отношения к вечности. Она всё равно наступит. И к этому надо относиться спокойно. Как верующие люди. Для них вся эта внешняя сторона не имеет важного значения. Для них главнее, чтобы в церкви отпели и на кладбище запечатали. Но и это по большому счёту не играет решающей роли.

У православных проводить всякие гражданские панихиды просто не принято. Есть устав церкви и надо поступать по нему над мощами умершего, как подобает. Молитва сопровождает от момента  (аще долго страждет – т.е. накануне смерти своей) и до самого погребения в могилу. Ведь самое главное не форма, а смысл. Без смысла всякая форма пуста.

Затем очень важна молитва в продолжение сорока дней по смерти. Это и сорокоуст об упокоении, и псалтырь, и благотворительный обед о памяти покойного, и ухоженная могила, а не холм, зарастающий бурьяном вместо цветов. Хорошо было бы отслужить литургию об упокоении с парастасом. И все эти действия никоим образом не для самоудовлетворения и не для самоуспокоения. Это важная духовная помощь умершему. Верим в то, что ему легче по нашим молитвам проходить вечность.

Солнце над всем

А если только с почестями гражданскими похоронить, что дальше? Какая же помощь душе покойного? Полное забвение, разве что памятник, может ещё с маленьким крестиком. Вот и всё.

Православные, смерти нет, если мы не будем тщедушными по отношению к нашему ближнему родному человеку. Нашей душе тоже приятно от такой заботы об умершем.

Крематорий – фабрика смерти, огненное кладбище душ. Жуткое зрелище. Не повергайте себя равнодушно в эту пучину ада. Человек должен после смерти телом соединиться с землёй, а не пеплом своим находиться в колбе. Защитим себя все от адской машины!

Архимандрит ДосифейАрхимандрит Досифей, 25.10.2014 г.

 

 

(посетили 11180)